Артем Лев Левин
  • Home
  • новости
  • Иван Охлобыстин: «Вера не уживается с психопатами»

Иван Охлобыстин: «Вера не уживается с психопатами»

Иван Охлобыстин: «Вера не уживается с психопатами»

‘Люди лет 30–40 ищут истину, сверхзадачу. Но 90-е годы оставили тяжелый фронт истеричных граждан, которым все не нравится. Раньше они жили по методичке ЦК КПСС, а теперь им все равно нужна инструкция

Пожалуй, чтобы поговорить с Иваном Охлобыстиным, надо было бы найти местечко потише, чем съемочная площадка «Интернов» – своеобразной смеси «Доктора Хауса» и «Клиники», сериала, нашумевшего в России, а в начале нового телесезона стартующего и на «1+1». «Наверное, надо взять с собой сумку», – остановился Иван на полпути к выходу. – «Ну, если там что-то ценное». – «Не то чтобы ценное… Там пистолет». От неожиданности даже как-то не находишь, что ответить. В этом – весь он: не псих-разгильдяй, как можно подумать по его киноработам, и не поп-расстрига из кричащих заголовков желтых СМИ. А просто – добрейший (без шуток!) человек. С пистолетом в сумке.

– Иван, вы что же, всегда с пистолетом ходите?

– Практически, да.

– Но почему?

– Пусть будет. Это началось, когда у меня появился первый ребенок (у Ивана Охлобыстина и его жены, актрисы Оксаны Арбузовой, двое сыновей, Василий и Савва, и четыре дочери – Анфиса, Евдокия, Варвара и Иоанна. – Авт.). Гулял с маленькой Анфисой в парке, и на нас напала собака. У меня был нож, но я подумал: «Как с ним бежать на собак?..» С ножом всю жизнь хожу. Мне папа подарил – немецкий, привезенный с фронта. С ножом этим ходил до института, в армии – с другим уже… Всегда ж пригодится. А теперь – с пистолетом.

– Говорят, если ружье висит, то оно должно выстрелить…

– Оно и стреляет… С детьми на даче мы стреляем из разного оружия. Им пока 12-й калибр тяжел, но из мелкашки, 9 мм, – уже могут.

– Считаете, подходящее хобби для девочек?

– А почему нет? У меня девочки в школу айкидо пошли, у них коричневые пояса. Девочки у меня очень крепенькие. А мальчики еще маленькие. Я хочу, чтобы они научились падать, дружить с телом – в жизни пригодится. Мальчики подрастут и сначала пойдут на дзюдо, а потом, наверное, на тайский бокс, чтобы суставчики размять.

– В жизни вы ведете себя с людьми так же жестко, как ваш герой, доктор Быков, со своими интернами?

– Нет. Точнее, не в такой степени.

– А как вообще в вашей жизни возникли «Интерны»?

– Канал ТНТ (на нем сериал вышел в России. – Авт.) я не смотрел никогда – брезговал из-за «Дома-2». Считал, что это фуфло, а не канал, кошмар какой-то для молодых рукоблудов! Самый низший, низ низов. А уж о ситкомах и речь не шла: все эти «ха-ха», «хи-хи» и аплодисменты за кадром! И тут звонит Макс Пежемский (режиссер «Интернов». – Авт.): «Хочешь сняться в главной роли в ситкоме на ТНТ?» – я чудом удержался от матерщины. А он говорит: «Нет, ты прочитай сценарий». И прислал первые четыре серии – вполне нормально. Спрашиваю: «Хлопать за кадром будут?» Он говорит: «Нет, это будет не совсем ситком…» Я: «Так с этого ж надо было начинать! А во главе всего?» И он познакомил меня со Славой Дусмухаметовым (автор идеи, сценарист и продюсер сериала. – Авт.). И тот меня очаровал! Сценаристы «Интернов» – все выходцы из КВН, из «Камеди-клаб». Сам Слава – медик: знает, о чем пишет. И я понял, что в сценарии переправлять особо ничего не надо, все адекватно.

В ОБЛАЧЕНИИ СВЯЩЕННИКА ОХЛОБЫСТИНА УЖЕ НЕ УВИДИШЬ – В ФЕВРАЛЕ ЭТОГО ГОДА его отстранили от священнослужения. НО ВРАЧЕБНЫЙ ХАЛАТ ИЗ СТАРТУЮЩЕГО СКОРО СЕРИАЛА «ИНТЕРНЫ» ЕМУ К ЛИЦУ, ПОЖАЛУЙ, ДАЖЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЯСА

Кстати, об адекватности: вас многие представляют не особенно адекватным человеком…

– Как-то в интернете я прочитал статью, где были вроде как мои слова: «Предложи мне стать президентом России, я бы согласился только в том случае, если меня тут же короновали бы. После чего я – как порядочный человек – должен был бы нанести ядерный удар по Америке и казнить 90% чиновников». Вряд ли слова адекватного человека. Хотя все – правда.

– То есть подписались бы под каждым словом?

– Да. Нужно что-то делать сейчас, потому что дальше будет хуже.

– Так вступите в какую-то партию, начните убеждения внедрять в жизнь.

– Нет такой партии. Я абсолютно аполитичен. Россия, Украина, Белоруссия – тут власть не менялась тысячелетиями. По-разному называлась, но это – те же яйца, только в профиль.

– И как эти ваши довольно радикальные суждения о мире уживаются с православием?

– Абсолютно органично. Они не уживаются с психопатами.

– То есть?

– В плане веры. К сожалению, большинство ищут спасение, когда уже довели себя до ручки: беда приводит. А некоторых, наоборот, приводит радость – это самый выгодный вариант. Сейчас большинство людей лет 30–40 ищут истину, сверхзадачу. Они – адекватны. Но 90-е годы оставили тяжелый фронт истеричных граждан, которым все не нравится. Раньше они жили по методичке ЦК КПСС, а теперь им все равно нужна инструкция. И, в соответствии с этой инструкцией, они без учета личностного человеческого фактора судят обо всем. Причем обо всем, кроме себя. И их все не устраивает. Хотя такой подход на самом деле – ересь. Православие никогда не вступало в конфликт с народом. Мы – интроверты: происходящее во внешнем мире анализируем с точки зрения того, что происходит внутри. И у меня нет внутреннего конфликта….

– Но есть внешний: в феврале Патриарх Кирилл, по вашей же просьбе, отстранил вас от священнослужения, запретив ношение священнических одежд и иерейского креста – до момента, когда вы сделаете «однозначный выбор». Но кино вы все же не бросаете…

– Киношных людей я знаю с детства. Это – как на заводе или в НИИ: свои отношения, беды, свои «не дали тринадцатой зарплаты», свои интриги, разводы, своды. И мир этот, в котором я всю жизнь, мне близок. Иногда ставят в вину – «Как, вы, священник, снимаетесь с этими людьми из кино, из шоу-бизнеса!» Я говорю: «Вспомните – кто ходил в ЦК КПСС, всякие райкомы, чтобы выбить заброшенное или отданное под туалет здание церкви? Артисты!» И потом огромная ошибка считать канонически запрещенным лицедейством современное драматическое искусство. Лицедейство – это мистические, дионисийские действа: Древняя Греция, религиозный праздник, где актеры-лицедеи – помощники жрецов. Отсюда и запрет: там проходили жертвоприношения и все остальное. В этом вопросе много путаницы и, как ни разбирайся, обязательно найдется какая-то склочная дрянь, которая будет ругаться. Я сейчас уже даже не обращаю на это внимания.

Как говорил доктор Быков
своим интернам…

… Пока у тебя не отросло собственное серое вещество, на – пользуйся моим.
…Если у больного болит сердце, надо послать его на три буквы – «Э», «К», «Г».
… Живой? Это поправимо!
… Ну что, палач, наточил топор своей тупости?
… Вы не представляете, как мне сложно совмещать сразу три звания – падлы, фашиста и руководителя вашей интернатуры.
… За работу, живодеры!

Кто он

Актер, сценарист,режиссер и священник

Самые известные фильмы, снятые по сценариям Охлобыстина – «Даун Хаус» – «издевательство» над «Идиотом» Достоевского, ставшее знаковым фильмом начала 2000-х; «Мусорщик» – один из первых российских триллеров и «Дом Солнца» – свежий фильм Гарика Сукачева о советских хиппи. Его последняя на сегодня режиссерская работа – участие в фильме «Москва, я люблю тебя!» – продолжении всемирного проекта, где лучшие режиссеры снимают новеллы о главных мировых городах: Нью-Йорке, Париже, Токио… Знаковые роли Охлобыстина-актера – Парфен Рогожин в «Даун Хаусе» и шут Ивана Грозного Вассиан в «Царе» Лунгина. Последняя роль и подвигла Охлобыстина пересмотреть свои взгляды на то, может ли действующий священник сниматься в кино: «Большинство зрителей фильм хвалит, но много критики в мой адрес, – написал Охлобыстин в своем блоге на портале www.snob.ru в ноябре 2009. – Суть основной претензии – исполнением роли бесноватого царского шута я соблазняю людей и унижаю священный сан. Хотелось отмахнуться и напомнить, что постановку благословил покойный патриарх Алексий. Но, поразмыслив, я понял, что в критике есть определенный резон. Здесь проблема стереотипа. Я действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего образа священнослужителя: снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода, в конце концов. Вроде бы чепуха, самому смешно. Но почему им не смешно? Почему это возмущает действительно уважаемых мною людей? Что-то не так. И я спрашиваю себя: что есть истина? Наверное, я обращусь к Святейшему с просьбой отстранить меня от служения, пока не найду правильный вопрос и единственный ответ на него. Если он есть»…

Автор: Светлана ЦИБАНЕВА Марта БОРИСОВА

Все публикации защищены авторским правом.
При полной перепечатке материала ссылка на статью обязательна.
При частичной перепечатке материалов сайта ссылка на mycityua.com обязательна.
Источник: Газета по-киевски