В нынешнем году исполняется 80 лет городу Прокопьевску. Вообще-то первое поселение в этих местах, село Монастырское, возникло еще в 1648 году, но кузбасские города любят кокетливо молодиться. Вот и Прокопьевск отсчитывает свое рождение с 1931 года, когда ему был присвоен городской статус. Когда-то, в конце 1960-х, в городе насчитывалось почти 300 тысяч жителей, но с тех пор Прокопьевск изрядно обезлюдел: сейчас в нем проживает немногим более 200 тысяч. Зато здесь быстро растет население иного рода, о чем свидетельствует заметка пресс-службы АКО:
В Прокопьевске в скором времени появятся скульптуры «Адам и Ева», «Дядя Степа – милиционер», памятник Дворнику и др. Их макеты уже утверждены… Памятник Дворнику появится в сквере по улице Ноградская, где в прошлом году уже был установлен бронзовый сантехник Саныч. Собирательный образ прокопьевского дворника – это добрая женщина, которая держит в руках метлу. Возле ее ног маленькая собачка, а на плече сидит котенок… В одном квартале от бронзовых коммунальщиков получит прописку Дядя Степа-милиционер. С жезлом регулировщика в руке он пропускает через дорогу целую кавалькаду уточек. Высота и Дворника, и Милиционера будет выше человеческого роста, примерно 2 м 20 см – 2 м 40 см… В самом сердце Тыргана на площади возле торгового центра «Чайка» под Древом Познания будут стоять библейские Адам и протягивающая ему яблоко Ева. Крона дерева, которая имеет сферическую форму, будет выполнять роль огромного светильника…
В Прокопьевске, совсем как в бразильском Рио-де-Жанейро, скоро появится гигантская фигура Иисуса Христа. Памятник будет установлен на самой высокой точке Тыргана, в 10-м микрорайоне. Шестиметровая скульптура будет установлена на пятиметровом постаменте, на этом пьедестале будут написаны 10 заповедей… Автором всех вышеперечисленных памятников, которые будут отлиты из бронзы, выступил красноярский скульптор Константин Зинич. Прокопчанам он уже знаком по памятникам Пушкину и Сантехнику.
Теперь обо всем по порядку. Вообще-то памятников дворникам и сантехникам в России и ее окрестностях уже штук сорок (Омск, Волгоград, Бердянск, Мытищи, Евпатория, Пермь, Сочи, Красноярск, Москва, Гомель, Екатеринбург и пр.). Когда главными героями становятся сантехники, дворники и управдомы, времена эти принято характеризовать как застойные. Так было в 1920-е, во времена НЭПа: перечитайте Зощенко и Булгакова. Так было и в 1970-е, когда газетные фельетоны были посвящены только этим персонажам да проискам американских империалистов… Впрочем, Осип Мандельштам другого мнения: «О временах простых и грубых / копыта конские твердят, / и дворники в тяжелых шубах / на деревянных лавках спят…» Поэту в этом случае стоит поверить, тем более, что он нынче тоже юбиляр: ему стукнуло 120, он ровно в полтора раза старше Прокопьевска.
Совсем иное дело – Дядя Степа: это истукан необыкновенно актуальный, натура, буквально на глазах уходящая в прошлое. Нынче у нас милиционеров переодевают в полицейских; мероприятие это несколько напоминает сказку «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»: там деревянным дуболомам, солдатам и шпионам, нарисовали лучезарные улыбки – и они тут же преобразились в славных деятелей ЖКХ, дворников и дорожных рабочих. Бронзовый Дядя Степа, видимо, призван оставить о милиции добрую память. Все бы ничего, да только со времен, воспетых Сергеем Михалковым, появился другой монументальный образ, работы Дмитрия Пригова: «В буфете Дома литераторов / пьет пиво Милиционер / пьет на обычный свой манер / не видя даже литераторов…» В общем, еще посмотрим, чья возьмет в памяти народной.
Одиннадцатиметровый Спаситель над Тырганом – во всех отношениях монументальный образ, действительно напоминающий Христа-Искупителя на горе Корковадо. Правда, город Рио-де-Жанейро, мечта Остапа Бендера, может похвастаться еще кое-чем: например, футболом, карнавалом и замечательными пляжами. В Прокопьевске на этом месте пока что лишь тайский бокс, крещенские морозы и терриконы.
Памятник Адаму и Еве – тоже богатая идея. Вот только Древо Познания вообще-то находилось в Эдеме. Установка такого памятника будет означать, что город Прокопьевск в провиденциальном смысле считает себя Земным Раем, пусть даже на месте Райского сада там пока что только Зенковский парк. Кроме того, бронзовая праматерь Ева с яблочком – это, как ни крути, памятник Первородному греху. Как-то оно не очень согласуется с христовыми заповедями на пятиметровом постаменте.
Но, вообще говоря, понты человеческие – безусловный двигатель прогресса, не будь их, люди бы даже Вавилонской башни не построили. Так бы и жили при рабовладельческом строе и разговаривали на одном шумерском языке… Вавилонская башня, надо полагать, вспомнилась потому, что, по преданию, Земной рай находился где-то в верховьях Евфрата. Места, надо сказать, ничуть не лучше нашего Прокопьевска: горы да пески, курды да арабы. Особенно сейчас, после происков американских империалистов.
А городу Прокопьевску в год своего 80-летия, безусловно, есть, чем гордиться – и не только по угольной, но и по культурной части. Прокопьевская драма нынче безусловный лидер театрального процесса в Кузбассе: недавно ее спектакль «Экспонаты», уже увенчанный лаврами нескольких фестивалей, был номинирован на «Золотую маску». В Прокопьевске также имеется замечательная школа берестяного промысла; лидер ее, Олег Комаров, возглавляет местный выставочный центр, очень интересно работающий. В Прокопьевске жил замечательный художник-примитивист Иван Селиванов, и т. д. Будем надеяться, истуканы нового поколения также внесут свою лепту в его провинциальное обаяние.
Юрий Юдин
Источник: бизнес-портал Кузбасса
Tags: Муай тай, Новости, Прокопьевск