Артем Лев Левин

Зомби в Москве

Зомби в Москве

Кинофраншиза “Обитель зла” добралась до пятой части: на этой неделе премьера фильма пройдет во всем мире. Исключением стала только Япония, где “Обитель зла: Возмездие” вышла 3 сентября — как обычно, под названием “Биологическая опасность”, поскольку все права на словосочетание “Resident Evil” принадлежат игровой компании Capcom, которая всю эту историю и придумала.

Франшиза, три фильма назад ставшая семейным предприятием режиссера Пола Андерсона и актрисы Миллы Йовович, пока только набирает обороты: если не считать нынешнего релиза, совокупный бюджет “Обители зла” составил $183 млн, а заработки — $675,7 млн, то есть в среднем коэффициент кассового успеха (ККУ) истории об Алисе из корпорации “Амбрелла” составляет 3,69. Боссы студии Screen Gems — входящего в концерн Sony Pictures прокатчика франшизы — настолько были впечатлены этими цифрами, что пытались уговорить Андерсона снять сразу пятую и шестую части, но он заявил, что шестая появится только в том случае, если пятая хорошо выступит в прокате.

“Обитель зла: Возмездие” повествует о воздействии Т-вируса на все человечество: вечно голодные, проворные и владеющие стрелковым оружием зомби преследуют главных героев на территории от Токио до Нью-Йорка и Москвы. Для производства московской части фильма представители Андерсона (при известной поддержке местной киноиндустрии) сначала сумели договориться о дневных съемках на Красной площади, ради чего площадь перекрывали, потом устроили пятичасовой съемочный день в Московском метрополитене. Да и одну из самых зрелищных сцен в картине — погоню с участием Rolls-Royce Phantom и зомби на мотоциклах — тоже сняли на московских улицах.

“Глобальный” выпуск “Обители зла”, по всей видимости, стал самой дорогой постановкой во франшизе, однако точные данные о бюджете нигде не приводятся. Известно, что в этот раз отдельных крупных вложений удостоилась боевая подготовка актеров и постановка рукопашных поединков. По предложению Андерсона в фильме решено было использовать тайский бокс, для чего съемочной группе пришлось посмотреть пару десятков тайских фильмов о единоборствах. Зато все драки, как утверждает режиссер, выглядят реалистично даже в 3D, что получается далеко не у всех.

С производством пятой “Обители зла” связана трагикомическая история. На второй день съемок в Торонто рухнула платформа с оборудованием — пострадали 16 человек, десять попали в больницу с переломами и ушибами. Так вот, работники скорой помощи не сразу сообразили, кого увозить, поскольку массовка на съемочной площадке была загримирована под зомби и покрыта бутафорской кровью.

Одним из условий дальнейшего сотрудничества Андерсона и Screen Gems явилась договоренность, что шестая часть “Обители зла” (если она будет сделана) станет последней в серии. О том же говорит намерение исполнительницы главной роли Миллы Йовович расстаться со своим персонажем после шестого фильма. Желание актрисы можно понять: при том что все четыре фильма франшизы являются главными кассовыми достижениями Йовович, быть вечной охотницей на зомби и прочую нечисть, произведенную в Umbrella Corporation, ей совсем не улыбается.

Что же касается личного Топ-5 кассовых успехов Йовович, вселенную Resident Evil не представляет только “Пятый элемент”. Суперхит французского, европейского и мирового масштаба обошелся в производстве в $90 млн (в 1997 году это была внушительная сумма), собрал $263,9 млн (ККУ 2,93) и удостоился второго места в рейтинге кассовых успехов актрисы. Следует отметить, что Йовович уже на этом проекте пыталась создать семейное предприятие с режиссером Люком Бессоном, но в отличие от проекта с Полом Андерсоном оно не снискало успеха: следующая постановка Бессонна—Йовович под названием “Жанна д’Арк” стоимостью $85 млн в прокате провалилась, собрав только $66,9 млн.

Остальные четыре места в Топ-5 Миллы Йовович занимают все вышедшие к настоящему моменту “Обители зла”. В арьергарде стоит самый первый фильм серии, снятый в 2002-м. Когда Sony запускала франшизу, Полу Андерсону с его сценарием пришлось соревноваться за режиссерское место с самим Джорджем Ромеро (чьим учеником Андерсон себя совершенно искренне считает). Победил он с неожиданной легкостью, получил $33 млн на производство и снял образцовый зомби-боевик, который собрал в мире $102,4 млн и показал ККУ 3,1. А Милла Йовович поняла, что неплохо трудоустроилась на ближайшие несколько лет.

Второе появление Йовович-Алисы состоялось через два года. “Обитель зла: Апокалипсис” режиссировал Александер Уитт — Андерсон ограничился ролями сценариста и продюсера, поскольку тогда же снимал фильм “Чужой против Хищника”. Производственный бюджет приподняли до $45 млн, сборы выросли до $129,3 млн, а ККУ чуть снизился, до 2,87, однако и этого хватило для дальнейшей проработки темы.

“Обитель зла: Вымирание”, третья часть, заняла третье место. Андерсон снова устранился от режиссуры, пригласив на эту роль Расселла Малкэхи, снявшего “Горца”. Йовович-Алиса в этой части бродит по вымершей Америке и встречается со своими клонами. Денег на фильм потратили столько же, сколько на предшественника,— $45 млн, а заработать смогли $147,7 млн, нарастив ККУ до 3,28.

На первом месте находится, понятно, четвертая часть, “Жизнь после смерти”. Андерсон вернулся в режиссерское кресло, количество клонов Алисы превышает все разумные пределы, и, наконец, в фильме впервые появляется главный герой игровой франшизы “Обитель зла” Крис Редфилд — его сыграл Уэнтуорт Миллер, звезда сериала “Побег” 2005 года. Бюджет картины увеличился до $60 млн, а сборы, к радости создателей,— вдвое и составили $296,2 млн (ККУ 4,93).
Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2006066